Часть1
Любое политическое, общественное или иное движение начинается с истории. Есть история и у белорусского движения мотоциклистов. Однако многие с ней не знакомы.
Удивительно, что забывают простые граждане, а вот те, кто в 80-е боролся с рокерами (так байкеры назывались раньше), все события того времени помнят очень хорошо. Но как можно забыть ночные погони, аварии, шум моторов и огромное количество жалоб граждан?..
Никто не скрывает, что в те годы молодежь покупала "Явы", "CZ", "ИЖи", прочую продаваемую в то время двухколесную технику и "выливало" свою необузданную энергию на улицы. Было шумно, неорганизованно, бесконтрольно, даже хаотично. Как видно, и у комсомола не было времени и желания организовать приверженцев этого молодежного увлечения. Вот и приходилось сотрудникам ГАИ день, а больше ночь, воевать с рокерами.
Возникает вопрос: "А почему рокеры?". Ответ довольно прост: в то время запрещали слушать рок-музыку. Ребята слушали музыку, одевались как свои кумиры и ездили на мотоциклах. Их манера поведения? Это сочетание всего запрещенного в то время, а рок символизировал дух свободы. Единственная традиция, оставшаяся с тех пор? Это открытие сезона 1 апреля и сбор на площадке у здания Академии Наук Беларуси.
А как все начиналось? Все начиналось в 1984 году в подвале по ул.Восточной,64, где и проводили все свое свободное время мальчишки. Подвал был просторный (200 кв.м), в нем находились и станки, и оборудование для переделки мотоциклов, даже швейная машинка. В компании было всего восемь человек, которые постоянно ездили на мотоциклах и все свободное время отдавали этому виду техники.
Долго в подвале жилого дома засиживаться не пришлось. Постарались соседи: посыпались жалобы. Ребята пробовали закатывать мотоциклы во двор вручную, оставлять их не доезжая до подвала, но бдительность жильцов брала верх, и рокеры перебрались на ул.Б.Хмельницкого за кинотеатр "Октябрь". Но и там долго не задержались: рядом ходило много людей, которые обращали на мотоциклистов внимание. Спустя месяц определились с последним тусовочным местом - на площадке у Академии Наук.
Потихоньку на площадку стали съезжаться другие мотоциклисты из отдаленных районов Минска. В то время не было мотоклубов, были просто друзья-мальчишки, увлеченные мототехникой. Хотя лидеры в определенной степени формировались. Можно назвать таких, как Юра "Пузырь", "Тимофей", "Вишня". Прозвища многих уже сложно вспомнить - ведь столько лет прошло.
Хотя клубов и не было, но деление внутри "мотосреды" существовало. Так, "черными" считались мотоциклисты, имевшие опыт и определенный стаж; "красноперыми" - молодые ребята, только купившие мотоцикл, а "Явы" (в то время самая популярная марка мотоцикла) были только красного цвета - с этой техники начинали в то время.
Были и свои традиции - например, перевод из "красноперых" в "черные": вновь приобретенный мотоцикл разбирался (то, что можно покрасить), прямо на бордюре стоянки детали перекрашивались из баллончика в черный цвет; задняя часть мотоцикла путем слома каркаса поднималось вверх, как у импортного спортбайка. После этого пассажир, двигаясь по улице на мотоцикле, просто лежал на водителе и ему было удобно катапультироваться при аварии, причем зачастую раньше водителя. После проведенного в определенной степени тюнинга новой "Явы" и перехода в разряд "черных" хозяин и мотоцикл обливались пивом, а в некоторых случаях - сидром, но во втором случае считалось, что это по-богатому.
Конечно, мотоциклисты не находились все время только возле Академии Наук. Были и выезды по городу. Об этом стоит рассказать более подробно. Так, маршрут движения проходил по самым оживленным улицам столицы - проспекту Ленина (ныне им.Ф.Скорины). На ул.Сурганова был в то время разрешен разворот и дорога открыта. Водительские права были человек у пяти из 50, а ездили все как правило быстро. Хотя, передвигаясь в колонне, старались не гнать, но двигались по всей ширине проезжей части, включая и встречную полосу. Вот в это время и начались вопросы со стороны стражей порядка...
Конечно, конфликты с сотрудниками ГАИ были, но впоследствии многие из гаишников стали друзьями мотоциклистов, а вот некоторые до сих пор продолжают борьбу, но уже с байкерами.
...Колонна как правило благополучно добиралась до места питания рокеров - до знаменитой столовой железнодорожного депо, единственного заведения общепита, работавшего круглосуточно. Конечно, это не нынешний байкеровский бар "Johnny B.Goode", но рокеры бывали там постоянно: цены - решающий фактор.
Зная, что рокеры в то время не располагали большими материальными средствами, возникает вопрос: как же они заправляли своих железных коней? Оказалось, очень просто: с собой у них была маленькая 10-литровая канистра и удобный шланг, а машин в то время было много. Бензобаки обычно не закрывались, ночи были темные и теплые...
Иногда рокеры устраивали праздники. Пили не так чтобы много, но со вкусом. Так, например, в качестве рюмок использовали поворотники от "Явы-638", так как конфигурация у них была подходящая: вмещалось ровно 100 г горячительного напитка.
В 1987 году стало очень модно ездить к Кургану Славы, на озеро Батуренко, а также в ресторан "Сосны", что на 44 километре Логойского шоссе. Это были праздничные рейды: денег-то, как всегда, не хватало.
В то время сформировались и определенные принципы во взаимоотношениях среди рокеров. Так, существовала общая касса, уходящая на бензин и питание; осуществлялся совместный ремонт техники; если у кого-то появлялась "Ява", подлежащая разборке, то обмен запчастями осуществлялся бесплатно.
Конечно, наши рокеры не ограничивались только движением по улицам Минска. Были серьезные выезды к морю, а также в Москву. Наверное, самой яркой поездкой можно считать путешествие к любимой девушке в российскую столицу. На четыре мотоцикла собрали 11 руб.60 коп. - и в путь. Экипировка летняя (обрезанные джинсы), температура + 25С. К сожалению, деньги закончились еще в Смоленске, проблем же с топливом не было (об этом рассказывалось выше). Вечером - дискотека, и заботливые девушки ютили путешественников на ночь, а утром - опять в дорогу. Поездка закончилась благополучно, правда, обратно пришлось возвращаться уже в довольно прохладную осеннюю погоду, надев на себя даже подарочные наборы вещей.
Экипировка мотоциклистов тех дней состояла из пошитых собственными руками костюмов. Джинсы были дорогие, кожаные штаны еще не в моде. Так что швейная машинка, стоявшая в подвале на ул.Восточной, и помогала формировать гардероб мотоциклистов тех лет.
Говоря о байкерах, собиравшихся у "Октября", мы не должны забывать о других участниках движения, тусовавшихся в других районах Минска. Так, например, в Курасовщине рокеры собирались на конечной остановке автобуса N40 по ул.Ландера. Об этой тусовке неоднократно писала пресса тех лет в материалах под заголовками "Ночные рокеры". Конечно, в основном это были статьи осуждающего характера. Вся тусовка состояла из владельцев мотоциклов "Ява-350", однако было несколько "ИЖей ПС". Собирались ребята в своем районе и ехали обычно в кафе "Аэропорта-1", так как только там можно было покушать не выезжая из своего района.
Особых конфликтов с милицией и сотрудниками ГАИ практически не было. В отличие от других мотоциклетных тусовок - например, "Октябрьск" (от названия района Минска) - курасовщинская была известна своей определенной законопослушностью, т.е. все имели водительские удостоверения и документы на мотоциклы.
Мотоциклистов с Курасовщины можно было видеть частными гостями дискотек, проводившихся в Мотеле (д.Сенница), и в других близлежащих населенных пунктах.
Самыми известными рокерами Курасовщины были Д.Песенко ("Песняр"), В.Кубатов. Некоторые из этих ребят до сих пор ездят - например, А.Бейшар ("Бехтерь"), А.Сюняков ("Сюня"), но уже не на "Явах", а на серьезных японских мотоциклах.
И сейчас мы встречаем на улицах Минска ребят, которые гоняли еще в 80-е. Они по-прежнему придают особый колорит нашей столице, не переставая любить мотоциклы и принципиально отдавая предпочтение двухколесной технике.
Феликс ЖЕЛЕЗНЫЙ.
Газета "Автобизнес - Weekly" № 43 (240) от 9 ноября 2000 г.
Любое политическое, общественное или иное движение начинается с истории. Есть история и у белорусского движения мотоциклистов. Однако многие с ней не знакомы.
Удивительно, что забывают простые граждане, а вот те, кто в 80-е боролся с рокерами (так байкеры назывались раньше), все события того времени помнят очень хорошо. Но как можно забыть ночные погони, аварии, шум моторов и огромное количество жалоб граждан?..
Никто не скрывает, что в те годы молодежь покупала "Явы", "CZ", "ИЖи", прочую продаваемую в то время двухколесную технику и "выливало" свою необузданную энергию на улицы. Было шумно, неорганизованно, бесконтрольно, даже хаотично. Как видно, и у комсомола не было времени и желания организовать приверженцев этого молодежного увлечения. Вот и приходилось сотрудникам ГАИ день, а больше ночь, воевать с рокерами.
Возникает вопрос: "А почему рокеры?". Ответ довольно прост: в то время запрещали слушать рок-музыку. Ребята слушали музыку, одевались как свои кумиры и ездили на мотоциклах. Их манера поведения? Это сочетание всего запрещенного в то время, а рок символизировал дух свободы. Единственная традиция, оставшаяся с тех пор? Это открытие сезона 1 апреля и сбор на площадке у здания Академии Наук Беларуси.
А как все начиналось? Все начиналось в 1984 году в подвале по ул.Восточной,64, где и проводили все свое свободное время мальчишки. Подвал был просторный (200 кв.м), в нем находились и станки, и оборудование для переделки мотоциклов, даже швейная машинка. В компании было всего восемь человек, которые постоянно ездили на мотоциклах и все свободное время отдавали этому виду техники.
Долго в подвале жилого дома засиживаться не пришлось. Постарались соседи: посыпались жалобы. Ребята пробовали закатывать мотоциклы во двор вручную, оставлять их не доезжая до подвала, но бдительность жильцов брала верх, и рокеры перебрались на ул.Б.Хмельницкого за кинотеатр "Октябрь". Но и там долго не задержались: рядом ходило много людей, которые обращали на мотоциклистов внимание. Спустя месяц определились с последним тусовочным местом - на площадке у Академии Наук.
Потихоньку на площадку стали съезжаться другие мотоциклисты из отдаленных районов Минска. В то время не было мотоклубов, были просто друзья-мальчишки, увлеченные мототехникой. Хотя лидеры в определенной степени формировались. Можно назвать таких, как Юра "Пузырь", "Тимофей", "Вишня". Прозвища многих уже сложно вспомнить - ведь столько лет прошло.
Хотя клубов и не было, но деление внутри "мотосреды" существовало. Так, "черными" считались мотоциклисты, имевшие опыт и определенный стаж; "красноперыми" - молодые ребята, только купившие мотоцикл, а "Явы" (в то время самая популярная марка мотоцикла) были только красного цвета - с этой техники начинали в то время.
Были и свои традиции - например, перевод из "красноперых" в "черные": вновь приобретенный мотоцикл разбирался (то, что можно покрасить), прямо на бордюре стоянки детали перекрашивались из баллончика в черный цвет; задняя часть мотоцикла путем слома каркаса поднималось вверх, как у импортного спортбайка. После этого пассажир, двигаясь по улице на мотоцикле, просто лежал на водителе и ему было удобно катапультироваться при аварии, причем зачастую раньше водителя. После проведенного в определенной степени тюнинга новой "Явы" и перехода в разряд "черных" хозяин и мотоцикл обливались пивом, а в некоторых случаях - сидром, но во втором случае считалось, что это по-богатому.
Конечно, мотоциклисты не находились все время только возле Академии Наук. Были и выезды по городу. Об этом стоит рассказать более подробно. Так, маршрут движения проходил по самым оживленным улицам столицы - проспекту Ленина (ныне им.Ф.Скорины). На ул.Сурганова был в то время разрешен разворот и дорога открыта. Водительские права были человек у пяти из 50, а ездили все как правило быстро. Хотя, передвигаясь в колонне, старались не гнать, но двигались по всей ширине проезжей части, включая и встречную полосу. Вот в это время и начались вопросы со стороны стражей порядка...
Конечно, конфликты с сотрудниками ГАИ были, но впоследствии многие из гаишников стали друзьями мотоциклистов, а вот некоторые до сих пор продолжают борьбу, но уже с байкерами.
...Колонна как правило благополучно добиралась до места питания рокеров - до знаменитой столовой железнодорожного депо, единственного заведения общепита, работавшего круглосуточно. Конечно, это не нынешний байкеровский бар "Johnny B.Goode", но рокеры бывали там постоянно: цены - решающий фактор.
Зная, что рокеры в то время не располагали большими материальными средствами, возникает вопрос: как же они заправляли своих железных коней? Оказалось, очень просто: с собой у них была маленькая 10-литровая канистра и удобный шланг, а машин в то время было много. Бензобаки обычно не закрывались, ночи были темные и теплые...
Иногда рокеры устраивали праздники. Пили не так чтобы много, но со вкусом. Так, например, в качестве рюмок использовали поворотники от "Явы-638", так как конфигурация у них была подходящая: вмещалось ровно 100 г горячительного напитка.
В 1987 году стало очень модно ездить к Кургану Славы, на озеро Батуренко, а также в ресторан "Сосны", что на 44 километре Логойского шоссе. Это были праздничные рейды: денег-то, как всегда, не хватало.
В то время сформировались и определенные принципы во взаимоотношениях среди рокеров. Так, существовала общая касса, уходящая на бензин и питание; осуществлялся совместный ремонт техники; если у кого-то появлялась "Ява", подлежащая разборке, то обмен запчастями осуществлялся бесплатно.
Конечно, наши рокеры не ограничивались только движением по улицам Минска. Были серьезные выезды к морю, а также в Москву. Наверное, самой яркой поездкой можно считать путешествие к любимой девушке в российскую столицу. На четыре мотоцикла собрали 11 руб.60 коп. - и в путь. Экипировка летняя (обрезанные джинсы), температура + 25С. К сожалению, деньги закончились еще в Смоленске, проблем же с топливом не было (об этом рассказывалось выше). Вечером - дискотека, и заботливые девушки ютили путешественников на ночь, а утром - опять в дорогу. Поездка закончилась благополучно, правда, обратно пришлось возвращаться уже в довольно прохладную осеннюю погоду, надев на себя даже подарочные наборы вещей.
Экипировка мотоциклистов тех дней состояла из пошитых собственными руками костюмов. Джинсы были дорогие, кожаные штаны еще не в моде. Так что швейная машинка, стоявшая в подвале на ул.Восточной, и помогала формировать гардероб мотоциклистов тех лет.
Говоря о байкерах, собиравшихся у "Октября", мы не должны забывать о других участниках движения, тусовавшихся в других районах Минска. Так, например, в Курасовщине рокеры собирались на конечной остановке автобуса N40 по ул.Ландера. Об этой тусовке неоднократно писала пресса тех лет в материалах под заголовками "Ночные рокеры". Конечно, в основном это были статьи осуждающего характера. Вся тусовка состояла из владельцев мотоциклов "Ява-350", однако было несколько "ИЖей ПС". Собирались ребята в своем районе и ехали обычно в кафе "Аэропорта-1", так как только там можно было покушать не выезжая из своего района.
Особых конфликтов с милицией и сотрудниками ГАИ практически не было. В отличие от других мотоциклетных тусовок - например, "Октябрьск" (от названия района Минска) - курасовщинская была известна своей определенной законопослушностью, т.е. все имели водительские удостоверения и документы на мотоциклы.
Мотоциклистов с Курасовщины можно было видеть частными гостями дискотек, проводившихся в Мотеле (д.Сенница), и в других близлежащих населенных пунктах.
Самыми известными рокерами Курасовщины были Д.Песенко ("Песняр"), В.Кубатов. Некоторые из этих ребят до сих пор ездят - например, А.Бейшар ("Бехтерь"), А.Сюняков ("Сюня"), но уже не на "Явах", а на серьезных японских мотоциклах.
И сейчас мы встречаем на улицах Минска ребят, которые гоняли еще в 80-е. Они по-прежнему придают особый колорит нашей столице, не переставая любить мотоциклы и принципиально отдавая предпочтение двухколесной технике.
Феликс ЖЕЛЕЗНЫЙ.
Газета "Автобизнес - Weekly" № 43 (240) от 9 ноября 2000 г.
Комментарий