В первую очередь надо определить условия эксплуатации транспортного средства, двигатель которого Вы собираетесь «заряжать». Дело в том, что если Ваш мотоцикл или автомобиль будет использоваться для длительных поездок на дальние расстояния, то большинство методов тюнинга Вам противопоказаны. Будет очень утомительно слушать на протяжении нескольких часов рев прямоточного глушителя или заправляться на каждой заправке по всему пути. В данном случае можно извлечь пользу, установив «экономичный» режим работы двигателя, естественно без ущерба надежности на тех режимах, на которых он работает во время путешествия, а, именно, небольшой угол открытия дросселя на малых или средних оборотах на протяжении длительного времени. На самом деле, это не самый безопасный режим для мотора. Так как, в таком режиме смесь обеднена и это замедляет процесс сгорания и повышает температуру на выхлопе, и если у Вас уже «уставшие» форсунки, бензонасос, регулятор давления топлива или просто некачественное топливо, то результатом, вполне, могут стать прогоревшие выпускные клапаны или днище поршня. Вывод: тюнингом, в буквальном смысле этого слова, может стать проверка и регулировка двигателя перед путешествием на динамометрическом стенде.
Если же Вы не собираетесь покидать пределы области, или решили окунуться в мир моторного спорта, то можно начинать процесс увеличения мощности. Некоторые фирмы, специализирующиеся на производстве компонентов для тюнинга двигателей, выпускают комплекты для конкретных двигателей с разной степенью форсировки – именуются они stage 1, stage 2 и т.д. Степень форсировки возрастает с номером «ступени». Первая ступень, обычно, включает в себя выхлопную систему (slip-on: глушитель, монтируемый на стандартную трубу, bolt-on: вся система от головки цилиндров), воздушный фильтр пониженного сопротивления и жиклеры для карбюраторного двигателя. Преимущество тюнинговых выхлопа и фильтра состоит в том, что они создают меньшее сопротивление на впуске и выпуске мотора, что улучшает наполнение цилиндров и, как результат, влияет на крутящий момент и мощность двигателя. Владельцы инжекторных мотоциклов уже на этом этапе сталкиваются с проблемами, потому что современные двигатели снабжены выхлопными системами с мощностными клапанами (заслонки в выпускной трубе), катализаторами и датчиками кислорода, а в тюнинговые системы уже входят такие устройства. Налицо конфликт системы управления и двигателя. Проблема имеет решение: установка специального тюнингового блока управления двигателем (например, Power Commander) и последующая настройка на стенде. Прежде чем приниматься за тюнинг, следует убедиться, что такой блок управления предназначен для модели Вашего мотоцикла. Прибавка мощности может составить 5–10%, плюс звук выхлопа, плюс нестандартный внешний вид. Конечно же, существуют и минусы: фильтры нулевого сопротивления требуют систематического ухода, работают хуже оригинальных — бумажных или поролоновых и боятся воды. А с прямоточной выпускной системой Вам вряд ли дадут талон техосмотра, пропустят через границу, Вас будут ненавидеть родители маленьких детей, которых Вы разбудите своим приближением.
Если Вы решили все же не останавливаться, то следующим шагом может быть установка распределительных валов с большим подъемом клапанов и более широкими фазами газораспределения, обработка впускных и выпускных каналов головки блока, клапанов, и, банальное увеличение рабочего объема. Здесь прирост мощности может быть значительно больше, чем в первом случае, но и, как правило, страдает эластичность мотора, мощность уходит в зону высоких оборотов. Однако, в некоторых случаях регулировкой угла опережения зажигания можно в значительной степени «замазать» провал на низких и средних оборотах, оставив при этом большой прирост на «верхах».
Следующие шаги форсировки можно считать началом строительства спортивного мотора. Здесь тюнинг включает в себя облегчение всех движущихся частей двигателя, установка более легких и прочных кованых поршней, шатунов, увеличение степени сжатия, внедрение деталей из титана, увеличение диаметров клапанов. Между прочим, замена всего крепежа в двигателе на титановый экономит почти килограмм массы, что немало, например, для кроссового мотоцикла. Не стоит забывать о таких способах, как установка нагнетателя и систем подачи закиси азота. В общем, все зависит от богатства Вашего воображения и бюджета, выделенного на улучшения характеристик двигателя. Единственное что можем Вам посоветовать, это обязательно проверить, как повлияло то или иное изменение на работу двигателя, на динамометрическом стенде и внести необходимые изменения в систему его управления, согласно результатам анализа собранных данных. Примеры последствий неграмотного тюнинга могут быть такие: обеднение рабочей смеси на мощностных режимах, что приводит к появлению детонации, которая ведет к разрушению поршней и их прогорания; малый угол опережения зажигания на тех же мощностных режимах приводит к увеличению температуры на выпуске, и, как результат, прогар выпускных клапанов, перегрев двигателя. Даже не хочется упоминать о тех вредных выбросах в атмосферу, которые производит неправильно настроенный двигатель.
Можно ли с помощью динамометрического стенда узнать максимальную скорость моего мотоцикла, автомобиля?
Нет, это невозможно, и вот почему: во время движения мотоцикл или автомобиль испытывают сопротивление набегающего воздуха, сопротивление качения всех колес, и не только ведущих. Это невозможно смоделировать на моторном стенде, и, соответственно, не удастся определить максимальную скорость. Ведь, максимальную скорость можно определить на прямом участке дороги в несколько километров длиной. И для этого совсем не обязательно обладать специальными знаниями или навыками.
Что такое Power Commander?
Power Commander это продукт компании DynoJet, представляет собой электронный блок управления, который подключается к разрыву в стандартном блоке управления мотоцикла, квадроцикла. Главное преимущество Power Commander это возможность подключения его к персональному компьютеру и изменение некоторых параметров управления двигателем. Поскольку Power Commander подключается «в разрыв» выходных цепей форсунок и катушек зажигания стандартного блока управления двигателем, то, в соответствии с заложенными в DynoJet Power Commander калибровками, весьма точно и в широких пределах могут быть скорректированы — длительность впрыска и угол опережения зажигания. В блоках управления довольно много всякого рода таблиц коррекции топлива и зажигания, зависящих от разных параметров. А, Рower Commander, в принципе, представляет собой еще одну таблицу топливоподачи по оборотам и нагрузке (% открытия дросселя). В стандартном блоке эти таблицы существуют для того, чтобы заводские разработчики вместе с наладчиками наиболее точно отладили топливо и зажигание для конкретного двигателя. Но, поскольку широкий доступ к заводским программам по отладке закрыт, DynoJet разработал принцип вынесения таблицы коррекции «наружу» — в виде отдельного блока и открыл нам программный доступ. Так, например, если на заводе планируется со следующего года установка другой выхлопной системы на определенную модель мотоцикла, то заводские наладчики проведут испытания и подкорректируют таблицы, непосредственно, в ПЗУ блока управления. У нас же есть возможность внести те же самые изменения топливоподачи и зажигания с помощью Power Commander. Результат может быть абсолютно одинаковым, потому что качество настройки больше зависит от квалификации специалистов и измерительного оборудования.
Если же Вы не собираетесь покидать пределы области, или решили окунуться в мир моторного спорта, то можно начинать процесс увеличения мощности. Некоторые фирмы, специализирующиеся на производстве компонентов для тюнинга двигателей, выпускают комплекты для конкретных двигателей с разной степенью форсировки – именуются они stage 1, stage 2 и т.д. Степень форсировки возрастает с номером «ступени». Первая ступень, обычно, включает в себя выхлопную систему (slip-on: глушитель, монтируемый на стандартную трубу, bolt-on: вся система от головки цилиндров), воздушный фильтр пониженного сопротивления и жиклеры для карбюраторного двигателя. Преимущество тюнинговых выхлопа и фильтра состоит в том, что они создают меньшее сопротивление на впуске и выпуске мотора, что улучшает наполнение цилиндров и, как результат, влияет на крутящий момент и мощность двигателя. Владельцы инжекторных мотоциклов уже на этом этапе сталкиваются с проблемами, потому что современные двигатели снабжены выхлопными системами с мощностными клапанами (заслонки в выпускной трубе), катализаторами и датчиками кислорода, а в тюнинговые системы уже входят такие устройства. Налицо конфликт системы управления и двигателя. Проблема имеет решение: установка специального тюнингового блока управления двигателем (например, Power Commander) и последующая настройка на стенде. Прежде чем приниматься за тюнинг, следует убедиться, что такой блок управления предназначен для модели Вашего мотоцикла. Прибавка мощности может составить 5–10%, плюс звук выхлопа, плюс нестандартный внешний вид. Конечно же, существуют и минусы: фильтры нулевого сопротивления требуют систематического ухода, работают хуже оригинальных — бумажных или поролоновых и боятся воды. А с прямоточной выпускной системой Вам вряд ли дадут талон техосмотра, пропустят через границу, Вас будут ненавидеть родители маленьких детей, которых Вы разбудите своим приближением.
Если Вы решили все же не останавливаться, то следующим шагом может быть установка распределительных валов с большим подъемом клапанов и более широкими фазами газораспределения, обработка впускных и выпускных каналов головки блока, клапанов, и, банальное увеличение рабочего объема. Здесь прирост мощности может быть значительно больше, чем в первом случае, но и, как правило, страдает эластичность мотора, мощность уходит в зону высоких оборотов. Однако, в некоторых случаях регулировкой угла опережения зажигания можно в значительной степени «замазать» провал на низких и средних оборотах, оставив при этом большой прирост на «верхах».
Следующие шаги форсировки можно считать началом строительства спортивного мотора. Здесь тюнинг включает в себя облегчение всех движущихся частей двигателя, установка более легких и прочных кованых поршней, шатунов, увеличение степени сжатия, внедрение деталей из титана, увеличение диаметров клапанов. Между прочим, замена всего крепежа в двигателе на титановый экономит почти килограмм массы, что немало, например, для кроссового мотоцикла. Не стоит забывать о таких способах, как установка нагнетателя и систем подачи закиси азота. В общем, все зависит от богатства Вашего воображения и бюджета, выделенного на улучшения характеристик двигателя. Единственное что можем Вам посоветовать, это обязательно проверить, как повлияло то или иное изменение на работу двигателя, на динамометрическом стенде и внести необходимые изменения в систему его управления, согласно результатам анализа собранных данных. Примеры последствий неграмотного тюнинга могут быть такие: обеднение рабочей смеси на мощностных режимах, что приводит к появлению детонации, которая ведет к разрушению поршней и их прогорания; малый угол опережения зажигания на тех же мощностных режимах приводит к увеличению температуры на выпуске, и, как результат, прогар выпускных клапанов, перегрев двигателя. Даже не хочется упоминать о тех вредных выбросах в атмосферу, которые производит неправильно настроенный двигатель.
Можно ли с помощью динамометрического стенда узнать максимальную скорость моего мотоцикла, автомобиля?
Нет, это невозможно, и вот почему: во время движения мотоцикл или автомобиль испытывают сопротивление набегающего воздуха, сопротивление качения всех колес, и не только ведущих. Это невозможно смоделировать на моторном стенде, и, соответственно, не удастся определить максимальную скорость. Ведь, максимальную скорость можно определить на прямом участке дороги в несколько километров длиной. И для этого совсем не обязательно обладать специальными знаниями или навыками.
Что такое Power Commander?
Power Commander это продукт компании DynoJet, представляет собой электронный блок управления, который подключается к разрыву в стандартном блоке управления мотоцикла, квадроцикла. Главное преимущество Power Commander это возможность подключения его к персональному компьютеру и изменение некоторых параметров управления двигателем. Поскольку Power Commander подключается «в разрыв» выходных цепей форсунок и катушек зажигания стандартного блока управления двигателем, то, в соответствии с заложенными в DynoJet Power Commander калибровками, весьма точно и в широких пределах могут быть скорректированы — длительность впрыска и угол опережения зажигания. В блоках управления довольно много всякого рода таблиц коррекции топлива и зажигания, зависящих от разных параметров. А, Рower Commander, в принципе, представляет собой еще одну таблицу топливоподачи по оборотам и нагрузке (% открытия дросселя). В стандартном блоке эти таблицы существуют для того, чтобы заводские разработчики вместе с наладчиками наиболее точно отладили топливо и зажигание для конкретного двигателя. Но, поскольку широкий доступ к заводским программам по отладке закрыт, DynoJet разработал принцип вынесения таблицы коррекции «наружу» — в виде отдельного блока и открыл нам программный доступ. Так, например, если на заводе планируется со следующего года установка другой выхлопной системы на определенную модель мотоцикла, то заводские наладчики проведут испытания и подкорректируют таблицы, непосредственно, в ПЗУ блока управления. У нас же есть возможность внести те же самые изменения топливоподачи и зажигания с помощью Power Commander. Результат может быть абсолютно одинаковым, потому что качество настройки больше зависит от квалификации специалистов и измерительного оборудования.
Комментарий