Кладезь дальнобойной премудрости
Многие знают о существовании Iron Butt Association и её русского отделения, а кое-кто даже входит в число лауреатов. Американские дальнобойщики, конечно, находятся в самом привилигерованном положении, потому что они, как и мы, живут в огромной стране, и у них, как у европейцев, приличные дороги. Поэтому у них есть необычные нормативы, типа пересечения страны за 50 часов, у них проводятся дальнобойные ралли, а пробеги энтузиастов исчисляются сотнями тысяч миль (миль!) в год.
Короче говоря, американцы любят и умеют далеко ездить на двух колесах. К счастью для нас, они щедро делятся коллективным опытом. По утверждению ассоциации, страница “Archive of Wisdom” является самой читаемой на сайте. Несмотря на некоторое количество местных американских особенностей, эти советы несомненно полезны и дальнбойщикам всего мира.
К сожалению, русское отделение пока не разместило перевод этой страницы на своем сайте. Надеюсь, ребята будут не в обиде, если я исправлю эту недоработку. Ну и сам кое-где немного курсивом поумничаю.
1. Планируйте путешествие в соответствии со своими возможностями
Если вы никогда не проезжали более 300 миль в день, не надо планировать многодневную поездку с пятисотмильными дневными пробегами. Согласно исследованиям, проведенным Iron Butt Association, максимальный дневной пробег достигается в первые два дня, потом он неизбежно падает, несмотря на погодные условия, наличие или отсутствие других проблем. Максимальные потери приходятся на дни с третьего по седьмой, когда комфортным является пробег в 65% от максимального. Это верно для всех, даже для профи, так что планируйте поездку соответственно.
При разработке маршрута постарайтесь предусмотреть возможности для его значительного сокращения. Даже если вы выбьетесь из графика, вы сможете срезать и вернуться домой, не устраивая гонку в последние дни.
Помните – мотодальнобой и высокая мгновенная скорость не имеют ничего общего. Стабильность позволяет покрывать больше миль за день, наслаждаясь при этом пейзажами. На высокой скорости мотоцикл потребляет больше топлива, усталость наступает быстрее, а дорожная полиция охотнее выписывает штрафы. В то время, когда вы будете вести увлекательную дискуссию с офицером на обочине, проезжающий мимо дальнобойщик на 250-кубовой чахотке помашет вам рукой.
Все очень просто – кофе и другие стимуляторы не работают. Если вам хочется выпить баночку Red Bull или чашечку двойного эспрессо, значит пора остановиться и отдохнуть.
Дни отпуска всегда коротки, так зачем тратить их на замену шин? Часто дешевле поменять цепь и покрышки перед выездом, чем пытаться пройти последнюю сотню миль на их останках. Современные масла ходят подолгу, так что сменив масло перед поездкой, можно проехать на нем всю дистанцию. Многие дальнобойщики меняют масло после 10 000 миль пробега. Условия эксплуатации важнее, чем моточасы и пробег - частые и короткие поездки нравятся мотору гораздо меньше, что дальнобой.
5. Не проводите техобслуживание и не устанавливайте дополнительное оборудование перед поездкой
Не надо использовать поездку для тестирования нового оборудования и аксессуаров. Не забывайте, что даже самый лучший механик может ошибиться. Поэтому не нужно отправлять на 10 000 мильный маршрут прямо из мастерской. Новый шлем, дождевик или кофр тоже лучше опробовать перед поездкой.
Даже теплой летней ночью вы можете замерзнуть, поскольку тело привыкло к дневному зною. Что уж говорить о ненастных промозглых днях. Поэтому опытные дальнобойщики берут с собой электрожилет.
Информация по электроодежде можно найти на сайте Widder Enterprises.
Многие пользуются сумкой на баке, но не все делают это грамотно. Крем от загара, лосьон, глазные капли, фонарик, измеритель глубины протектора, карты и другие вещи первой необходимости должны быть под рукой. В противном случае, вам будет лень их искать и вы не станете ими пользоваться, что может привести к болезненным и дорогостоящим ошибкам. Не посмотрели в карту лишний раз и заблудились. Не помазали лицо кремом от загара и получили ожоги. (Пробовали когда-нибудь надевать шлем на обгорелое лицо? Попробуйте разок и вы больше никогда не забудете про крем).
С другой стороны, документы следует упаковать так, чтобы они не намокли в случае дождя. Понадобятся они только при разговоре с полицией. Пока вы будете доставать бумаги из укромного места, у вас появится возможность поговорить с офицером, чтобы он смог убедиться, что вы вменяемый человек, а не псих на двух колесах.
8. Купите все заранее и ничего не забывайте дома
Относитесь к багажу так же серьезно, как и к подготовке мотоцикла. Составьте список необходимых вещей, и сверяйтесь с ним во время сборов. Тюбик пасты можно купить и придорожном ларьке, а вот покупка свитера или лекарства, забытого дома, может отнять много времени.
9. Научитесь бороться со скукой
Темперамент у всех разный, как и дороги, по которым мы ездим. Кому-то нравится пересекать пустыню по федеральному хайвею, а любителю горных трасс это покажется знойной и изнурительной дорогой в ад. В такой ситуации незаменимым будет плеер с любимой музыкой. Кислые леденцы тоже неплохо помогают взбодриться и пройти еще 20 миль.
Нет ничего печальнее, чем стоять рядом с неисправным мотоциклом, зная, что никто не мчится вам на помощь. Многие страховые компании и автоклубы имеют специальные программы на такой случай. Лучше присоединиться с ним, заплатив небольшую сумму, чем пытаться ночью в глуши найти эвакуатор за бешеные деньги.
Совет может показаться парадоксальным, но это правда. Именно такой стратегии придерживаются ветераны дальнобоя. У каждого человека своя комфортабельная средняя скорость на маршруте. Когда она снизится, не тратьте время на кофе или гимнастку на заправке. Просто остановитесь в ближайшем отеле и поспите или прогуляйтесь на свежем воздухе, чтобы размять затекшие мышцы и накачать кровь кислородом.
Многие знают о существовании Iron Butt Association и её русского отделения, а кое-кто даже входит в число лауреатов. Американские дальнобойщики, конечно, находятся в самом привилигерованном положении, потому что они, как и мы, живут в огромной стране, и у них, как у европейцев, приличные дороги. Поэтому у них есть необычные нормативы, типа пересечения страны за 50 часов, у них проводятся дальнобойные ралли, а пробеги энтузиастов исчисляются сотнями тысяч миль (миль!) в год.
Короче говоря, американцы любят и умеют далеко ездить на двух колесах. К счастью для нас, они щедро делятся коллективным опытом. По утверждению ассоциации, страница “Archive of Wisdom” является самой читаемой на сайте. Несмотря на некоторое количество местных американских особенностей, эти советы несомненно полезны и дальнбойщикам всего мира.
К сожалению, русское отделение пока не разместило перевод этой страницы на своем сайте. Надеюсь, ребята будут не в обиде, если я исправлю эту недоработку. Ну и сам кое-где немного курсивом поумничаю.
1. Планируйте путешествие в соответствии со своими возможностями
Если вы никогда не проезжали более 300 миль в день, не надо планировать многодневную поездку с пятисотмильными дневными пробегами. Согласно исследованиям, проведенным Iron Butt Association, максимальный дневной пробег достигается в первые два дня, потом он неизбежно падает, несмотря на погодные условия, наличие или отсутствие других проблем. Максимальные потери приходятся на дни с третьего по седьмой, когда комфортным является пробег в 65% от максимального. Это верно для всех, даже для профи, так что планируйте поездку соответственно.
При разработке маршрута постарайтесь предусмотреть возможности для его значительного сокращения. Даже если вы выбьетесь из графика, вы сможете срезать и вернуться домой, не устраивая гонку в последние дни.
Многодневный дальнобой - это не в Питер съездить и даже не Saddle Sore выполнить. Необходимость ехать день за днем выматывает очень сильно, особенно если путь не проложен по комфортным европейским автобанам. Многодневный маршрут (для меня это больше недели, но тут кому как) невозможно пройти на зубах и терпелке, это просто опасно. 500 миль (или 800 км) в день (и так день за днём!) - нетрудно для Германии, но очень много для Норвегии или России. Чтобы не попасть впросак, начинайте с малого. Пара поездок - и вы сможете составить реальный план, выполнение которого доставит вам удовольствие.
2. Забудьте о высокой скоростиПомните – мотодальнобой и высокая мгновенная скорость не имеют ничего общего. Стабильность позволяет покрывать больше миль за день, наслаждаясь при этом пейзажами. На высокой скорости мотоцикл потребляет больше топлива, усталость наступает быстрее, а дорожная полиция охотнее выписывает штрафы. В то время, когда вы будете вести увлекательную дискуссию с офицером на обочине, проезжающий мимо дальнобойщик на 250-кубовой чахотке помашет вам рукой.
Время от времени в Интернете попадаются рассказы из серии “Москва-Питер за 4 часа”. Скажу за себя. На плече 700+ по немецким/итальянским автобанам средняя скорость чуть больше ста, по французским/испанским чуть меньше ста.
По России где-то 80. Это если по федеральным трассам в европейской части. Москва-Брест чуть быстрее за счет белорусской части, но не больше 90. Рокады медленнее, иногда сильно медленнее, типа 50-60.
Максимальная скорость ever была достигнута в Германии на X-Eleven, чуть больше 200 по спидометру. Ехал с такой скоростью максимум пару минут. По России на ГСе максималка 182 по ГПСу, тоже пару минут подержал и сбросил.
Крейсерская по Европе 150, по России 120.
Примерно такие скорости подтверждают многие опрошенные дальнобойщики, включая лауреатов IBA. Например, единственный соотечественник, выполнивший 2500 Gold сутки валил 160 км/ч и в результате проехал дистанцию за 23 часа 30 минут, то есть его средняя скорость была чуть больше 106 км/ч.
Позвольте дать совет начинающим дальнобойщикам - при планировании маршрутов ориентируйтесь на эти цифры, а лучше на чуть меньшие. С опытом подкорректируете расчеты, но готов побиться об заклад - не очень сильно.
Фуры останавливаются очень редко, поэтому их средняя скорость практически равна крейсерской. Пара лишних перекуров и вы приезжаете на финиш с тем самым зеленым фургоном, который видели утром.
3. Оставьте дома кофе и другие стимуляторыПо России где-то 80. Это если по федеральным трассам в европейской части. Москва-Брест чуть быстрее за счет белорусской части, но не больше 90. Рокады медленнее, иногда сильно медленнее, типа 50-60.
Максимальная скорость ever была достигнута в Германии на X-Eleven, чуть больше 200 по спидометру. Ехал с такой скоростью максимум пару минут. По России на ГСе максималка 182 по ГПСу, тоже пару минут подержал и сбросил.
Крейсерская по Европе 150, по России 120.
Примерно такие скорости подтверждают многие опрошенные дальнобойщики, включая лауреатов IBA. Например, единственный соотечественник, выполнивший 2500 Gold сутки валил 160 км/ч и в результате проехал дистанцию за 23 часа 30 минут, то есть его средняя скорость была чуть больше 106 км/ч.
Позвольте дать совет начинающим дальнобойщикам - при планировании маршрутов ориентируйтесь на эти цифры, а лучше на чуть меньшие. С опытом подкорректируете расчеты, но готов побиться об заклад - не очень сильно.
Фуры останавливаются очень редко, поэтому их средняя скорость практически равна крейсерской. Пара лишних перекуров и вы приезжаете на финиш с тем самым зеленым фургоном, который видели утром.
Все очень просто – кофе и другие стимуляторы не работают. Если вам хочется выпить баночку Red Bull или чашечку двойного эспрессо, значит пора остановиться и отдохнуть.
Не забывайте, что кофеин (а это не только кофе, но и колы, и энергетики) - диуретик. А ничто так не снижает среднюю скорость, как остановки, даже короткие.
4. Подготовьте мотоцикл до поездкиДни отпуска всегда коротки, так зачем тратить их на замену шин? Часто дешевле поменять цепь и покрышки перед выездом, чем пытаться пройти последнюю сотню миль на их останках. Современные масла ходят подолгу, так что сменив масло перед поездкой, можно проехать на нем всю дистанцию. Многие дальнобойщики меняют масло после 10 000 миль пробега. Условия эксплуатации важнее, чем моточасы и пробег - частые и короткие поездки нравятся мотору гораздо меньше, что дальнобой.
5. Не проводите техобслуживание и не устанавливайте дополнительное оборудование перед поездкой
Не надо использовать поездку для тестирования нового оборудования и аксессуаров. Не забывайте, что даже самый лучший механик может ошибиться. Поэтому не нужно отправлять на 10 000 мильный маршрут прямо из мастерской. Новый шлем, дождевик или кофр тоже лучше опробовать перед поездкой.
О, да! Однажды поехал в новом шлёме. Конечно, за пару дней он разносился, но это была незабываемая пара дней. Уверен, все понимают, что такое тесная обувь, так вот она делает с ногами то, что тесный шлем делает с головой.
6. Пользуйтесь одеждой с подогревомДаже теплой летней ночью вы можете замерзнуть, поскольку тело привыкло к дневному зною. Что уж говорить о ненастных промозглых днях. Поэтому опытные дальнобойщики берут с собой электрожилет.
Информация по электроодежде можно найти на сайте Widder Enterprises.
Вот, кстати, хороший вариант - жилетка от Tourmaster (есть вариант с воротником), штекер подключается напрямую к аккумулятору. Для бмвешников есть специальный переходник. Ребята с webbikeworld.com нахваливали. Та же фирма выпускает элетрические куртки, перчатки и брюки, но будьте осторожны, не перегрузите генератор байка.
7. Пакуйтесь с умом, держите самое необходимое под рукойМногие пользуются сумкой на баке, но не все делают это грамотно. Крем от загара, лосьон, глазные капли, фонарик, измеритель глубины протектора, карты и другие вещи первой необходимости должны быть под рукой. В противном случае, вам будет лень их искать и вы не станете ими пользоваться, что может привести к болезненным и дорогостоящим ошибкам. Не посмотрели в карту лишний раз и заблудились. Не помазали лицо кремом от загара и получили ожоги. (Пробовали когда-нибудь надевать шлем на обгорелое лицо? Попробуйте разок и вы больше никогда не забудете про крем).
С другой стороны, документы следует упаковать так, чтобы они не намокли в случае дождя. Понадобятся они только при разговоре с полицией. Пока вы будете доставать бумаги из укромного места, у вас появится возможность поговорить с офицером, чтобы он смог убедиться, что вы вменяемый человек, а не псих на двух колесах.
8. Купите все заранее и ничего не забывайте дома
Относитесь к багажу так же серьезно, как и к подготовке мотоцикла. Составьте список необходимых вещей, и сверяйтесь с ним во время сборов. Тюбик пасты можно купить и придорожном ларьке, а вот покупка свитера или лекарства, забытого дома, может отнять много времени.
9. Научитесь бороться со скукой
Темперамент у всех разный, как и дороги, по которым мы ездим. Кому-то нравится пересекать пустыню по федеральному хайвею, а любителю горных трасс это покажется знойной и изнурительной дорогой в ад. В такой ситуации незаменимым будет плеер с любимой музыкой. Кислые леденцы тоже неплохо помогают взбодриться и пройти еще 20 миль.
Плеер в дороге не слушаю, на трассе его не слышно из-за ветра, а в городе его слушать некогда. Песни пою, я их много знаю, и все длинные. :)
10. План на случай поломкиНет ничего печальнее, чем стоять рядом с неисправным мотоциклом, зная, что никто не мчится вам на помощь. Многие страховые компании и автоклубы имеют специальные программы на такой случай. Лучше присоединиться с ним, заплатив небольшую сумму, чем пытаться ночью в глуши найти эвакуатор за бешеные деньги.
Не очень понимаю, как это сделать в Европе. Подозреваю, что у нас в стране таких служб нет вообще, к сожалению. Слава Богу, пока в такой ситуации не был, в случае чего придется действовать по обстоятельствам. Если кто-то из читателей поделится опытом решения таких проблем, буду очень благодарен.
11. Больше спишь, дальше будешьСовет может показаться парадоксальным, но это правда. Именно такой стратегии придерживаются ветераны дальнобоя. У каждого человека своя комфортабельная средняя скорость на маршруте. Когда она снизится, не тратьте время на кофе или гимнастку на заправке. Просто остановитесь в ближайшем отеле и поспите или прогуляйтесь на свежем воздухе, чтобы размять затекшие мышцы и накачать кровь кислородом.
Комментарий